Таежно-Михайловская основная

 общеобразовательная школа Мариинского района

 

 
Программа развития школы

 

 Программа развития
МОУ «Таежно-Михайловской основной общеобразовательной школы»

в области информатизации

на 2006-2010 уч. годы.

 

Преамбула:

Современное образование немыслимо без применения новейших средств: программных продуктов, средств телекоммуникаций и управления. Процессы расширения образовательного пространства, интеграции в мировую культуру, развития взаимопонимания должны стать явными в любом образовательном учреждении. В тоже время, наблюдаемые сегодня попытки организации работы с учебной информацией, использования персональных компьютеров в учебной деятельности не дают ощутимого результата. Порой, имея компьютеры в школе, ее коллектив  не в силах остановить нарастающий процесс дезинтеграции, что проявляется в несоответствии в требованиях, оценках и результатах обучения.

Основными причинами такой ситуации остается низкая компетентность учителей в вопросах организации работы школьников с учебной информацией, отсутствие доступных методик эффективной организации обучения с применением информационных технологий и отсутствие грамотной системы действий по информатизации учебного процесса на уровне школы.

Настоящая Программа призвана качественно изменить организацию обучения на уровне школы, расширить возможности обучения за счет применения средств информатизации, что в конечном случае повысит качество образовательных услуг.

Анализ ситуации:

Предыдущая программа информатизации школы, рассчитанная на 2 года направленная на информатизацию управлении, выполнена. Администрация школы и специалисты располагают автоматизированными рабочими местами. Свою эффективность показала введенная система школьного электронного документооборота.  Функционирует разработанная единая школьная база данных по учащимся и учителям..

Из 15 педагогов, 6 имеют начальные навыки работы с ПК.

С целью поддержки процесса информатизации в школе работает медиаспециалист. Используются 12 сетевых версий учебных курсов с 5 по 9 кл. по 8 предметам (не считая информатики). Подготовлены и используется  тесты по 10 предметам с 5 по 9 класс. Функционирует информационно-библиотечная система с электронным абонементом.

Полностью создана и обновляется нормативная база школы в области информатизации.

С целью создания общего информационного пространства школы образован единый информационный портал, который дает доступ к большинству баз данных, существующих на сегодня в школе.

В последние годы отмечается рост качества индивидуальной подготовки учащихся, интерес педагогов к технологическому подходу в обучении, активность учителей в использовании ИКТ.

Созданная организационная система методической поддержки включает: плановый компьютерный всеобуч (краткосрочные курсы в школе), консультации с медиаспециалистом и методистом, практикумы по отдельным приложениям.

Таким образом, созданная качественно новая информационная среда школы является эффективным средством построения личностно ориентированной педагогической системы.

Качественно изменившиеся потребности участников образовательного процесса по отношению к подготовке выпускника школы, а именно его умений пользоваться достоверной, оперативной и разносторонней информацией диктует необходимость перехода на новый уровень  организации процесса обучения.

На данный момент практически у всех учителей школы отсутствуют грамотно разработанные методические комплексы[1] для организации обучения в соответствии с современными требованиями.

Концептуальная основа программы

Предлагаемый проект является частью III программы информатизации школы и предполагает переход на новый уровень управления дидактическим процессом с помощью реализации: дидактических моделей форм обучения, предложенных д-р пед. наук, проф. Готской И. Б., д-р пед. наук, проф. Жучковым В. М., к-т пед. наук, доц. Ильиной С. П., д-р пед. наук, проф. Рыжовой Н. И.; моделей проведения уроков с применением информационных технологий, предложенных В.П. Демкиным, Г.В. Можаевой, Т.В. Руденко.

Предполагается, что при условиях развитой информационной среды школы, начальных пользовательских навыков учителей, дидактически обоснованного и систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить качество организации обучения.

В классно-урочной форме обучения будут реализованы:

  • уроки с использованием мультимедиа курсов;
  • уроки с применением поиска в  Интернет;
  • урок с использованием баз данных и лабораторных комплексов с удаленным

       доступом;

  • Урок с применением информационных ресурсов музеев.

 

 

Реализована самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами (дистанционное обучение).

Эта форма предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами (50% учебного времени).

В плане организации деятельности учащихся планируются применяться следующие методологические модели использования информационных технологий.

1.       Модель управления собственной информацией. Эта модель реализуется, когда в результате работы с компьютером учащийся накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т.д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональные ресурсы долговременной памяти. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализуется при создании учащимися собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т.п.

2.       Модель управления технологическим процессом. Это модель использования компьютера в качестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором. Что касается учебного процесса, то эта модель может использоваться при компьютеризованном управлении физическими или химическими опытами. Существуют наработки по управлению физическими параметрами в классной комнате, такими как температура, влажность, освещенность и другие. Они могут быть включены в учебный процесс при изучении таких дисциплин как физика, география, природоведение и другие.

3.       Модель творчества. При достаточном овладении компьютером как инструментом (модель изучения) учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяет оформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Создание компьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать как творчество. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы, которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количество компьютеров ограничено, и все учащиеся должны делать одно и то же.

4.       Модель общения. Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщений между их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон, телеграф, факс). В компьютерных сетях наравне с простым общением на бытовом уровне могут быть реализованы образовательные проекты, содержащие наряду с материалами учебного назначения также и специфические для телекоммуникаций элементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлять дистанционное обучение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.

5.       Модель просмотра (browsing, surfing). Учащийся, искушенный в использовании компьютера, обычно начинает знакомство с другим экземпляром компьютера не с реализации поставленной перед ним задачи, а с того, чтобы узнать содержимое долговременной памяти компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, могущие представлять для него интерес. Этот просмотр или поиск является зачаточным примером того поведения, которое в полной мере может быть реализовано в сети Интернет. Аналогом этой деятельности может служить просмотр книг при свободном доступе в библиотеке. Эта модель реализуется как ради удовлетворения собственного любопытства, так и как метод поиска информации. При этом может быть так, что человек, осуществляющий этот поиск, не знает, что он ищет. Просто идет ознакомление с содержанием новых (незнакомых) массивов информации. В настоящее время пока еще не накоплен опыт практического учебного использования модели просмотра. Однако интерес к такой возможности очень велик, так что в ближайшем будущем можно ожидать появления методических материалов по ее использованию.

6.       Модель добывания информации. Эта модель выделена как самостоятельный способ взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, чем те, которыми реализуется модель просмотра. Модель может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей на CD-ROMах, например, при подготовке рефератов и докладов.

7.       Модель опосредованного взаимодействия. Среди образовательных проектов существуют такие, которые не требуют непосредственного общения с компьютером всех участников проекта, хотя информация, полученная с компьютера, и определяет в значительной степени учебную деятельность.

При этом рекомендуется использовать следующие организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями.

·         Классно-урочная модель А . Эта модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы два рабочих места учащихся, а также рабочее место учителя.

Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача учителя упрощается. Он ставит проблемы, показывает, как их решать и контролирует процесс. Контроль за одинаковыми заданиями весьма прост, также как и сравнительная оценка результатов. В наилучшей степени эта организационная модель реализует модель изучения (1), являющуюся вспомогательной для всех остальных. Кроме этого, модель просмотра (7) также может вписаться в компьютерный класс в случае, когда перед учащимися не ставится никаких конкретных целей, а происходит как бы освоение процедуры просмотра.

Проектно-групповая модель Б. В основу этой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед учителями, и целей, к которым стремятся учащиеся. Низкая значимость педагогических целей для учащихся не способствует повышению их мотивации и приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие - к снижению успеваемости.

Одним из эффективных методов повышения мотивации является создание значимых для учащихся целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимися. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в школе информационных технологий на основе вычислительной техники.

Овладевая методом проектов, учитель сосредотачивает свое внимание на педагогических вопросах, на планировании изменений учебно-воспитательного процесса. Использование информационных технологий здесь приобретает вспомогательную роль обеспечения планируемых изменений. Поскольку проектная деятельность подразумевает наличие различных ролей у участников, использование компьютера становится эпизодическим, осуществляемым по мере необходимости в соответствии с распределением ролей между учащимися.

Проектно-групповая модель Б может быть реализована при использовании одиночных компьютеров, возможно даже при одном компьютере в школе. Некоторые из проектов могут вообще не требовать наличия компьютера в классной комнате. При этом оказывается информатизированным именно учебный процесс, а не вспомогательная операция изучения самого компьютера. Практическая реализация проектно-групповой модели требует наличия новых знаний у преподавателей и следования ими специальной процедуре.

·         Модель индивидуальной деятельности В. Эта модель наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера, однако в качестве его аналога могут использоваться единичные компьютеры, размещенные, например, в школьной библиотеке. Эта организационная модель позволяет реализовать любую из методологических моделей использования информационных технологий, включая модель изучения. Для ее реализации может использоваться как урочное, так и внеурочное время. При наличии у учащихся домашних компьютеров акцент может быть перенесен на работу на дому.

В качестве основного вывода следует, что классно-урочная модель взаимодействия учащихся с информационными технологиями себя в основном исчерпала. Ей на смену должны прийти модели проектно-групповая и индивидуальная. Главные достоинства предлагаемых моделей заключаются в том, что они позволяют информатизировать учебный процесс, достигают этой цели меньшими затратами и более соответствуют требованиям современной школы.

 

Цель программы

Создание и апробация учебно-методических комплексов по базисным, предпрофильным  предметам, которые обеспечат более высокий качественный уровень организации работы с учебной информацией.

 

Задачи

  1. Обеспечить полноценную подготовку и взаимодействие участников школьной команды[2] в период реализации программы информатизации.
  2. Разработка и реализация проектов учителей и интеграция готовых продуктов в информационной среде школы.
  3. Получить результаты анализа, рецензии или результаты экспертизы на используемые ЦОРы, созданные учебно-методические комплексы.
  4. Техническая модернизация компьютерного оборудования и оснащение новой техникой.
  5. Обновление нормативно-правовой базы в соответствие с новыми задачами.
  6. Приобретение, установка и апробирование новых общесистемных и прикладных программных средств,  средств технического обслуживания.

 

 

 

 

Направления реализации

 

Проблема

Мероприятия

Необходимые ресурсы

Результат

Обеспечить полноценную подготовку наименее подготовленных участников школьной команды

Курсовая подготовка для учителей по плану районного УО.

Компьютерный класс, презентационное оборудование.

Успешная сдача выпускных работ. Определенность личного участия в проекте.

Обеспечить взаимодействие участников школьной команды в период реализации программы информатизации.

Провести 2 школьных семинаров (по одному в год)

Презентационное оборудование

Согласованность в действиях

индивидуальные консультации

 

Коррекция действий учителей

Разработка личных проектов учителями

Тренинг по разработке проектов

Методики, ПО, компьют. техника

Личные проекты участия в программе

Реализация личных проектов учителями

Индивидуальные консультации,

Компьютерная техника, ПО

УМК

Интеграция готовых продуктов в информационной среде школы.

Экспертиза, техническая доработка и «подвязывание» программных продуктов, запись на носители.

Компьютерная техника, ПО

Возможность доступа к готовым продуктам

Обновление ресурсов школьного сайта в разделах «Технология обучения», «Опыт использования ИКТ в обучении».

Подбор, редактирование, подвязка материалов.

 

Подборка полезных и необходимых методических материалов общего и предметного характера

Техническая модернизация компьютерного оборудования и оснащение новой техникой.

Оформление заявок на приобретение, участие в грантовых конкурсах. Плановые работы по модернизации. Аренда оборудования)

Стационарные и мобильные станции, сервер.

Качественное сопровождение учебного процесса. Расширение возможностей доступа к оборудованию

Обновление нормативно-правовой базы в соответствие с новыми задачами.

Разработка и утверждение положений о комбинированной форме обучения, экспертизе урока, конкурсе УМК.

 

Регламентация деятельности

Приобретение, установка и апробирование новых общесистемных и прикладных программных средств,  средств технического обслуживания.

Организация поиска и установка ПС, необходимых для реализации проектов учителей (покупка, обмен, временное пользование)

Средства для приобретения.

Расширение  возможностей для реализации проектов

Разработка и открытие школьного сайта

Обсуждение структуры сайта, разработка дизайна, создание локальной копии, размещение.

 

Увеличение информированности участников образовательного процесса.

 

 

Этапы выполнения программы

Сроки реализации проекта – 2006-2010 годы.

I этап – моделирование. Сентябрь – декабрь 2006 г.

     Данные этапы расчленены на стадии, что позволит легче планировать и осуществлять внешний контроль над реализацией проекта. Реализация этапа моделирования предусматривает прохождение следующих стадий: стадии целеполагания, стадии инвентаризации и прогнозирования, оперативно-тактическую стадию, организационную стадию.

Стадия целеполагания (сентябрь 2006). Основное ее назначение состоит в том, чтобы определить или сформулировать главную цель (или группу целей), расчленить ее на подцели, построить дерево целей, понятных исполнителям проекта. Разработка конечных результатов для исполнителей проекта.

Деятельность

сроки

Результат

Ответственный

Представление проекта программы

2-я неделя

Информированность участников о планах информатизации школы

Ташкина Л.М,

Обсуждение целевого блока и механизма реализации программы в методических объединениях. Вычленение собственных задач.

2-3 неделя

Конкретизация задач на уровне педагогов.

Петрусева Г.И.

Подведение итогов обсуждения на школьном совещании.

4 неделя

Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания программы.

Голосова Г.А.,

Ташкина Л.М.

Стадия инвентаризации и прогнозирования (октябрь 2006). Проведение ревизии имеющихся в распоряжении учителей ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных целей, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления.

Деятельность

сроки

Результат

Ответственный

Учет и предварительная оценка имеющихся доступных учителям ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности.

1 неделя

Информированность участников

Голосова Л.П.

Консультации по вопросам применения ЦОР.

2-3 неделя

Определение набора образовательных ресурсов для дальнейшей работы.

Голосова Л.П.

Уточнение каталога школы по ЦОР.

В течение месяца

Обеспечение информационной поддержки проектной деятельности участников.

Голосова Л.П.,

Петрусева Г.И.

Оперативно-тактическая стадия (ноябрь 2006). Разработка личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов. Коррекция путей и средств достижения целей, разработка директивных и календарных (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевых графиков с указанием конкретных исполнителей.

Деятельность

сроки

Результат

Ответственный

Тренинг по разработке проектов

1 неделя

Конкретизация проектов, согласованность в действиях

Ташкина Л.М.

Завершение и оформление проектов участниками

2-3 недели

Сборник проектов реализации программы информатизации

Ташкина Л.М.

Организационная стадия (декабрь 2006). Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса, основанного на использовании ИТ.

Деятельность

сроки

Результат

Ответственный

Разработка и утверждение положений о комбинированной форме обучения, экспертизе урока, конкурсе УМК.

1 неделя

Проекты положений

Ташкина Л.М.

Обсуждение проектов положений

2 неделя

Информированность участников и предложения по коррекции

Ташкина Л.М.

Утверждение положений

3 неделя

Пополнение необходимой для реализации нормативной базы

директор


 II этап – апробационный. Январь 2007 г. – июнь 2010 г.

Стадия мотивации. Запуск конкурса учебно-методических комплексов.

                Стадия реализации планов участников проекта (январь 2007 - февраль 2010). Реализация личных и групповых проектов.

Деятельность

сроки

Результат

Ответственный

Консультации по подготовке урока

Весь период

Коррекция материалов планирования уроков

Ташкина Л.М.

Посещение уроков с применением ЦОР

Весь период

Данные наблюдений для последующей коррекции деятельности учителя

Ташкина Л.М.

Методическое совещание по проблемам организации уроков

4 неделя марта

Согласованность в организации уроков, коррекция деятельности

Ташкина Л.М.

Оформление учебно – методических комплексов к отдельным урокам, темам.

Весь период

Готовые УМК по предметам

Исполнители

Методическое совещание по проблемам организации уроков

Октябрь 2009

Согласованность в организации уроков, коррекция деятельности

Ташкина Л.М.

Подведение итогов 2 (заключительного) этапа школьного конкурса учебно-методических комплексов «учебно-методический комплекс для организации урока»

Май 2010

Лучшие УМК

Педсовет

 

 

 

 

                Стадия рефлексии и коррекции (март - июнь 20010. Подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы исполнителями, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационной среды и педагогической системы.

Механизм управления и оценки проектной деятельности

Предварительную и итоговую оценку проектной деятельности на уровне школы осуществляет администрация школы. Реализация проекта  предусматривает  ежегодное формирование следующих документов:

а) перечень первоочередных работ, входящих в состав системы мероприятий  по реализации проекта, с  указанием  исполнителей,  источников  и объемов финансирования;

б) координационный   план   совместных  действий  администрации и педагогического коллектива в области информатизации.

в) отчет о ходе реализации проекта в области информатизации образования. 

Организационно-методическое управление  реализацией  проекта осуществляет администрация школы. Ответственным исполнителем является заместитель директора по УВР. Внутреннюю оценку проектной деятельности дает администрация школы. Внешнюю оценку дает УО.

Педагогический Совет школы:

а) оценивает качество выполнения работ  по стадиям  реализации проекта,  их цели и сроки выполнения;

б) организует приемку завершенных работ по проекту.

Администрация школы:

а) рассматривает вопросы создания необходимых условий исполнителям проекта и осуществляет  контроль  за  этим;

б) заслушивает ответственного о ходе работ по реализации проекта.

Текущее управление реализацией проекта, организационно-техническое сопровождение осуществляется зам. директора по УВР.

 

Планируемые результаты

 

  1. Создана организационно - деятельностная модель перехода от традиционной организации обучения к формам, на основе новых учебно-методических комплексов;
  2. Создано и апробировано не менее 2 УМК по базисным, предпрофильным  учебным предметам (для обеспечения обучения в течение года);
  3. Качество УМК подтверждают результаты независимых экспертов;
  4. Уровень организации обучения по критериям превосходит  изначальный;
  5. Реализованы все типы организационных форм обучения и видов уроков, заявленных в концептуальной части;
  6. Созданы дополнительные нормативные документы  для школы (по регламенту обучения, формам обучения).

 

 

 

Состав школьной команды

по реализации программы информатизации школы (2006-2010)

 

ФИО

Роль в команде

  1. Голосова Г.А.

Руководитель

  1. Ташкина Л.М.

Оценка уроков и УМК, контроль

  1. Петрусева Г.И.

Исполнитель, Методическая помощь.

  1. Голосова Л.П.

Исполнитель. Методическая помощь.

  1. Петрусева И.В.

Исполнитель

  1. Анашкина Е.А.

Исполнитель

 

«Исполнитель» - член школьной команды, реализующий собственный проект создания УМК, либо участвующий в реализации группового проекта.

 

Без учета простых исполнителей состав команды 6 человек.

 


 

1] Имеется в виду  программно-методический материал по предмету, который содержит четко  планируемую и обоснованную в плане эффективности использования информационных технологий основу.

[2] На период реализации программы школьной командой является весь состав учителей школы.


 

 

 Таежно-Михайловская основная общеобразовательная школа 2010 год

Hosted by uCoz